Arduino поддерживает работу с целыми числами в разных системах исчисления:
Базис Префикс Пример Особенности
2 (двоичная) B или 0b (ноль бэ) B1101001 цифры 0 и 1
8 (восьмеричная) 0 (ноль) 0175 цифры 0 – 7
10 (десятичная) нет 100500 цифры 0 – 9
16 (шестнадцатеричная) 0x (ноль икс) 0xFF21A цифры 0-9, буквы A-F
ВАЖНО! Для арифметических вычислений по умолчанию используется ячейка long (4 байта), но при умножении и делении используется int (2 байта), что может привести к непредсказуемым результатам! Если при умножении чисел результат превышает 32’768, он будет посчитан некорректно. Для исправления ситуации нужно писать (тип данных) перед умножением, что заставит МК выделить дополнительную память для вычисления (например (long)35 * 1000). Также существую модификаторы, делающие примерно то же самое.
u или U – перевод в формат unsigned int (от 0 до 65’535). Пример: 36000u
l или L – перевод в формат long (-2 147 483 648… 2 147 483 647). Пример: 325646L
ul или UL – перевод в формат unsigned long (от 0 до 4 294 967 295). Пример: 361341ul
Посмотрим, как это работает на практике:
long val;
val = 2000000000 + 6000000; // посчитает корректно (т.к. сложение)
val = 25 * 1000; // посчитает корректно (умножение, меньше 32'768)
val = 35 * 1000; // посчитает НЕКОРРЕКТНО! (умножение, больше 32'768)
val = (long)35 * 1000; // посчитает корректно (выделяем память (long) )
val = 35 * 1000L; // посчитает корректно (модификатор L)
val = 35 * 1000u; // посчитает корректно (модификатор u)
val = 70 * 1000u; // посчитает НЕКОРРЕКТНО (модификатор u, результат > 65535)
val = 1000 + 35 * 10 * 100; // посчитает НЕКОРРЕКТНО! (в умножении больше 32'768)
val = 1000 + 35 * 10 * 100L; // посчитает корректно! (модификатор L)
val = (long)35 * 1000 + 35 * 1000; // посчитает НЕКОРРЕКТНО! Второе умножение всё портит
val = (long)35 * 1000 + (long)35 * 1000; // посчитает корректно (выделяем память (long) )
val = 35 * 1000L + 35 * 1000L; // посчитает корректно (модификатор L)
Arduino поддерживает работу с числами с плавающей точкой (десятичные дроби). Этот тип данных не является для неё “родным”, поэтому вычисления с ним производятся в несколько раз дольше, чем с целочисленным типом (около 7 микросекунд на действие). Arduino поддерживает три типа ввода чисел с плавающей точкой:
Тип записи Пример Чему равно
Десятичная дробь 20.5 20.5
Научный 2.34E5 2.34*10^5 или 234000
Инженерный 67e-12 67*10^-12 или 0.000000000067
С вычислениями есть такая особенность: если в выражении нет float чисел, то вычисления будут иметь целый результат (дробная часть отсекается). Для получения правильного результата нужно писать (float) перед действием, или использовать float числа при записи. Смотрим:
float val;
val = 100 / 3; // посчитает НЕПРАВИЛЬНО (результат 3.0)
val = (float)100 / 3; // посчитает правильно (указываем (float))
val = 100.0 / 3; // посчитает правильно (есть число float)
val = 100 / 3.0; // посчитает правильно (есть число float)
float val2 = 100;
val = val2 / 3; // посчитает правильно (есть число float)
Ну и напоследок, при присваивании float числа целочисленному типу данных дробная часть отсекается. Если хотите математическое округление – его нужно использовать отдельно:
int val;
val = 3.25; // val принимает 3
val = 3.92; // val принимает 3
val = round(3.25); // val принимает 3
val = round(3.92); // val принимает 4
Читай более подробный урок по математическим операциям.